Стоит ли давать детям планшеты?
Может ли iPad быть подходящей игрушкой для ребенка? Таким вопросам задается журналистка Ханна Розин в The Atlantic.
У Ханны Розин есть трое маленьких детей. Все они мастерски умеют пользоваться iPad
их матери, даже малыш, который еще носит подгузники. Как и большинство
родителей, Ханна Розин разрывается между влечением детей к этим
устройствам и опасениями, что такие технологии могут отрицательно
сказаться на их развитии.
Вот, что она думает по поводу разработчиков детских приложений для iPad, которые, тем не менее, ограничивают доступ к телевидению и планшетам для их собственных отпрысков:
«С
одной стороны, родители хотят, чтобы их дети научились умело лавировать
в цифровом потоке, в котором им придется провести всю их жизнь. С
другой стороны, они опасаются, что избыток цифровых СМИ в слишком раннем
возрасте может им навредить. В конечном итоге родители начинают
воспринимать планшеты как тонкие хирургические инструменты, устройства,
которые могут сотворить чудеса для их умственных способностей, позволить
им одержать уверенную победу в соревновании... но только если их
использовать именно таким образом. Другими словами, их ребенок может
превратиться в одно из тех жалких бледных созданий, которые не способны
смотреть людям в глаза и общаются с аватаром вместо подружки».
Как бы то ни было, ряд новых исследований дает достаточно данных для того, чтобы родители смогли справиться с «неврозом нашего времени», как называет его Ханна Розин. 29 января этого года Академия наук выпустила книгу под названием «Ребенок и экраны»,
которая позволяет пролить свет на этот вопрос с помощью результатов
последних работ в неврологии, психологии и медицине. Хотя к рекомендации
ученых давать детям планшеты с полугодовалого возраста стоит отнестись с
осторожностью, нет сомнений в существовании серьезных отличий между
телевидением и интерактивными устройствами.
Так, специалисты не рекомендуют сажать детей перед устройствами с неинтерактивными экранами до трехлетнего возраста.
Было неоднократно доказано, что такому маленькому ребенку очень сложно
понять отличия между тем, что происходит на экране и в реальном мире. До
двух лет детей полностью поглощает то, что они видят на экране, даже
если оно лишено всяческого смысла. В то же время, если экран предлагает
интерактивное содержимое, то этот эффект становится намного слабее. Но
не исчезает полностью.
Тем не менее, Ник Билтон пишет блоге Bits в The New York Times, что чрезмерно активное использование планшетов может привести к изоляции.
Хотя для многих соблазнительно воспользоваться магией iPad, чтобы
утихомирить беспокойного ребенка, это может повлиять на его способность
устанавливать связи с людьми и развитие воображения. Планшет в руках
ребенка не даст ему заскучать, но отнимет у него время, которое тот мог
бы потратить на фантазии, что не вовсе не обязательно хорошо для
творческих способностей. То же самое, кстати говоря, относится и ко
взрослым.
В интервью Figaro Madame один из авторов исследования Академии наук Оливье Удэ советует придерживаться золотой середины:
«Цифровые
устройства формируют у подрастающего поколения гибкое, быстрое,
дробное, автоматическое и многозадачное мышление. В то же время они не
лучшим образом отражаются на способностях к синтезу, абстракции и
классификации информации. Отсюда возникает риск формирования
поверхностного ума. Поэтому нам нужно сохранить неторопливое, линейное,
глубокое или даже глубинное мышление, которое сформировало у нас книжная
культура с момента изобретения печатного станка, и по-прежнему
передавать его детям. Если они смогут совместить одно с другим, то будут
творить чудеса».